Отчет за 2013 г. 18:22

ОТЧЕТ О РАБОТЕ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2013 ГОД


В 2013 году работа Счетной палаты строилась в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области, на основе плана работы Счетной палаты на 2013 год, утвержденного приказом Счетной палаты Саратовской области от 24.12.2012 г. № 62-од, и запросов правоохранительных органов.

В 2013 году Счетной палатой было проведено 62 тематических контрольных и 6 экспертно-аналитических мероприятий.

Проверками был охвачен 81 объект на территории 18 муниципальных районов: Аркадакский, Аткарский,  Балаковский,  Балашовский, Вольский, Воскресенский, Дергачевский, Духовницкий, Ершовский, Калининский, Марксовский, Озинский, Петровский, Пугачевский, Ртищевский, Федоровский, Хвалынский, Энгельсский муниципальные районы, а также муниципальное образование "Город Саратов".

Анализируя тематику проведенных в 2013 году проверок, можно отметить, что преобладающими направлениями контрольных мероприятий являлись вопросы использования средств областного бюджета на реформирование жилищно-коммунального хозяйства, развитие культуры области, строительство социально значимых объектов, обеспечение различных категорий населения области социальными выплатами на улучшение жилищных условий, использование межбюджетных трансфертов.

Контрольная деятельность Счетной палаты в 2013 году была направлена на выявление и предотвращение финансовых нарушений при использовании бюджетных средств и государственной собственности, проведение мероприятий по профилактике коррупционных нарушений в сфере финансов и экономики области.

Одновременно проводились мероприятия по внедрению новых типов финансового контроля, основанных не только на проведении проверок целевого использования бюджетных средств и имущества, но и с позиции результативного и эффективного использования государственных ресурсов, т.е. аудита эффективности.

В 2013 году Счетной палатой были проведены контрольные мероприятия по проверке реализации  6 областных целевых программ с применением  элементов   аудита   эффективности: "Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2009-2012 годы", "Социальное развитие села до 2013 года", "Развитие институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области на 2010-2012 годы", "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010-2015 годы", "Развитие культуры" на 2009-2012 годы, "Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2011-2015 годы" и ведомственной целевой программы "Развитие образования на 2012 год".  Установленная сумма неэффективного расходования бюджетных средств по данным контрольным мероприятиям составила 93,0 млн. рублей. Выводы и предложения по эффективному использованию бюджетных средств направлялись в исполнительные органы власти, ответственные за реализацию указанных целевых программ.

Кроме того, было проведено совместное со Счетной палатой РФ контрольное мероприятие: "Аудит эффективности долговой политики, проводимой Саратовской областью, и анализ ее влияния на исполнение бюджета и социально-экономическое развитие региона". Целью проведения аудита эффективности являлось выявление существующих рисков, недостатков и несоответствий, обозначение положительных и отрицательных моментов в действующем региональном законодательстве в сфере управления региональными финансами, государственным долгом области и предложение возможных путей решения имеющихся проблем, способствующих повышению эффективности долговой политики региона.

Окончательные выводы и предложения по итогам проведенного контрольного мероприятия будут рассмотрены на коллегии  Счетной палатой РФ, которая состоится в апреле 2014 года.

Общая сумма выявленных финансово-бюджетных нарушений по итогам 2013 года составила 1 774,4 млн. рублей, в том числе:

  • нецелевое использование бюджетных средств – 78,2 млн. рублей;

  • принятие, исполнение денежных обязательств сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств – 13,8 млн. рублей;

  • осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка – 8,8 млн. рублей;

  • осуществление расходов с нарушением требований законодательства – 243,2  млн. рублей;

  •  сумма неосвоенных бюджетных средств – 25,7 млн. рублей;

  • неэффективное использование бюджетных средств – 225,0 млн. рублей;

  • прочие нарушения – 1 179,7 млн. рублей.

Значительная доля финансовых нарушений пришлась на показатель "Прочие нарушения".

В данную категорию нарушений были отнесены нарушения бюджетного законодательства, установленные при проведении экспертно-аналитических мероприятий "Проверка годового отчета об исполнении областного бюджета за 2012 год"  – 346,3 млн. рублей (превышение в 2013 году установленных предела объема заимствований и верхнего предела государственного долга),  "Проверка годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС в 2012 году" – 367,5 млн. рублей (неформирование в полном объеме нормированного страхового запаса), "Проверка проекта закона Саратовской области "Об областном  бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" – 200,0 млн. рублей (превышение предельного объема заимствований области).

По результатам контрольных мероприятий наиболее крупные суммы по показателю "прочие нарушения" были установлены по следующим объектам проверок:

- министерство сельского хозяйства области в сумме 65,8 млн. рублей (неправомерное предоставление субсидий и социальных выплат);

- министерство здравоохранения области в сумме 68,6 млн. рублей (искажение отчетных данных вследствие неправильного планирования расходов, а также  завышение суммы субвенций в результате включения в расходы необоснованных расходов);

- органы местного самоуправления в сумме 110,9 млн. рублей (недостоверное ведение бухгалтерского учета и отчетности; завышение плановых показателей при составлении проекта бюджета; недостаточный контроль над своевременностью осуществления платежей в бюджет района; выполнение в рамках муниципального контракта работ, непредусмотренных целевой программой; заключение муниципального контракта по завышенной стоимости).

По результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палатой за 2013 год было направлено 7 предписаний и 61 представление в органы государственной власти Саратовской области и иные проверяемые организации.

В результате проведенных контрольных и аналитических мероприятий, во исполнение представлений Счетной палаты, проверяемыми организациями в 2013 году возвращено в бюджет 80,0 млн. рублей, устранено финансовых нарушений на сумму 648,0 млн. рублей.

При рассмотрении выявленных нарушений к дисциплинарной ответственности было привлечено 17 должностных лиц, допустивших нарушение бюджетного законодательства.

Правоохранительными органами по обращениям Счетной палаты области возбуждено 8 уголовных дел.

В отчетном году значительно повысился уровень реализации предписаний и представлений Счетной палаты области по сравнению с предыдущими периодами. Изменения в Бюджетный кодекс РФ и другие федеральные законы в части государственного (муниципального) финансового контроля, вступившие в силу с 4 августа 2013 года, предусмотрели более определенное содержание предписания контрольно-счетного органа, определили механизм применения бюджетных мер принуждения на основе уведомления контрольно-счетного органа, установили административную ответственность по 22 составам правонарушений, протоколы по которым вправе составлять должностные лица контрольно-счетных органов субъектов РФ.  Вместе с тем, повышение реализации предписаний и представлений Счетной палаты произошло главным образом в связи с установлением конструктивного сотрудничества с Правительством области и другими органами исполнительной власти области. В подавляющем большинстве случаев Правительство области и Счетная палата демонстрируют единый подход к квалификации выявляемых нарушений и отношению к нарушителям.

 В 2013 году в рамках проводимой работы по методическому обеспечению деятельности Счетной палаты были разработаны и утверждены следующие стандарты финансового контроля:

- "Планирование работы Счетной палаты Саратовской области",

- "Общие правила проведения контрольного мероприятия",

- "Проведение аудита эффективности использования государственных (муниципальных) средств",

- "Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия",

- "Подготовка отчета о работе Счетной палаты Саратовской области".

Указанными стандартами охвачены все основные направления деятельности Счетной палаты области и основные этапы работы в целом.  В 2014 году работа над разработкой стандартов будет продолжена.

В 2013 году Счетная палата заключила соглашения о взаимодействии:

- с Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области,

- с Уполномоченным по защите прав потребителей при Губернаторе Саратовской области,

- с Главным управлением Министерства внутренних дел РФ по Саратовской области.

В 2013 году в Счетной палате области на основании соглашения об использовании и эксплуатации государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов РФ (ГИАС КСО), заключенного со Счетной палатой РФ в 2012 году, был проведен ряд мероприятий по установлению и внедрению в эксплуатацию комплексов программных средств "Планирование и контроль основной деятельности" и "Автоматизация формирования и исполнения бюджета".

В соответствии с Законом Саратовской области "О Счетной палате Саратовской области" Счетная палата ежеквартально размещает информацию о своей деятельности на своем официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет. Ежегодные отчеты также публикуются в печатном средстве массовой информации, предназначенном для официального опубликования правовых актов органов государственной власти области – газете "Саратовская областная газета".



С полной версией отчета Вы может ознакомиться в Саратовской областной газете (№ 51 от 04.04.2014 г.)