Счетной палате Саратовской области 20 лет 08:24

Счетной палате области – 20 лет

 

Саратовская область вошла в пятерку регионов, которые первыми создали на своей территории орган внешнего финансового контроля.

 

Истоки

Начало государственному финансовому контролю в России положил царь Алексей Михайлович, учредивший указом от 10 марта 1656 года Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ), который вел учет доходов и расходов государства.

В годы правления Петра Первого эти функции исполняли Ближняя Канцелярия и Ревизион-коллегия. Манифестом Александра I от 25 июля 1810 года было учреждено Главное управление ревизии государственных счетов, на которое была возложена проверка соблюдения при расходовании денежных средств установленных правил и верность счетов. В 1892 году в России был принят Закон о Государственном контроле.

В советское время реорганизация контрольных органов проводилась неоднократно. В итоге сложилась система, при которой высшими органами государственного контроля являлись Комитет народного контроля и аналогичные комитеты в союзных республиках. Эти структуры функционировали под непосредственным руководством КПСС, однако не обеспечивали необходимого качества финансового контроля.

 

Точка отсчета

В начале 1995 года была создана Счетная палата Российской Федерации. 23 мая того же года благодаря активной гражданской позиции большинства депутатов областной Думы первого созыва была создана Счетная палата Саратовской области (СПСО). К такому решению их подтолкнула тревожная ситуация с региональными финансами.

В середине 90-х годов федеральные органы контроля и надзора почти не вмешивались в процесс управления региональными и муниципальными финансами. Органы власти республик, краев и областей получили фактически в бесконтрольное распоряжение региональные бюджеты и собственность. Саратовская область не была исключением. Злоупотребления с областной казной совершались настолько неприкрыто, что состоящая всего из 5 человек и недостаточно опытная областная СП находила грубые финансово-бюджетные нарушения на значительные суммы практически при каждой проверке.

Первоначально Счетная палата области действовала на основе временного Положения, утвержденного постановлением областной думы от 23.05.1995 г. № 13-163, в форме думского структурного подразделения. Первым председателем палаты стал областной депутат Валерий Давыдов.

Следующий этап развития СПСО связан с приходом в апреле 1997 года на должность председателя Юрия Карпова. При его непосредственном участии создание Счетной палаты было закреплено в Уставе Саратовской области, и в июле того же года принят региональный закон «О Счетной палате Саратовской области».

К 2000 году штатная численность сотрудников составляла 13 человек. К этому времени совместно с региональным минфином Счетная палата установила контроль за исполнением местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из областного бюджета.

 

Новый этап

Своеобразную проверку на прочность и профпригодность Счетная палата области прошла в период, когда ее возглавлял Андрей Саухин (2008-2012 годы). По его инициативе в июле 2008 года была принята новая редакция Закона «О Счетной палате Саратовской области», учитывающая все внесенные в предыдущий закон изменения, а также уточняющая и расширяющая отдельные полномочия и вопросы деятельности региональной СП. Был взят жесткий курс на усиление контроля за правомерностью расходования бюджетных средств. Каждое второе предписание Счетной палаты проверенные организации обжаловали в судах. Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев судебные органы признавали предписания Счетной палаты соответствующими закону и обоснованными.

С принятием федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в деятельности СПСО начался новый этап. Впервые на федеральном уровне были установлены общие для всех контрольно-счетных органов России основы и направления деятельности. 27 сентября 2011 года был принят новый закон «О Счетной палате Саратовской области», отражающий все новеллы федерального законодательства.

Новый закон установил обязательность исполнения Счетной палатой 13 полномочий, в число которых впервые вошли экспертиза государственных программ области и иных нормативных правовых актов областного правительства и органов исполнительной власти в сфере бюджетных отношений, аудит эффективности использования бюджетных средств, контроль за достоверностью и полнотой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, оценка эффективности налоговых и иных льгот и преимуществ, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, подготовка информации в областную думу и губернатору о ходе исполнения областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования. С 1 января 2014 года к ним добавился еще аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд области.

Организовывать работу Счетной палаты области с учетом новых направлений деятельности пришлось Сергею Харченко, назначенному председателем Счетной палаты в мае 2012 года (до этого он замещал должность зампреда). Дело осложнялось тем, что в связи с взятым руководством области курсом на уменьшение расходов по содержанию областных государственных органов исполнение новых полномочий Счетной палатой было организовано без увеличения ранее установленной облдумой штатной численности. И эту непростую задачу Сергею Ивановичу удалось выполнить. Сегодня штатная численность СПСО составляет 30 человек.

 

Аудит эффективности

В 2013 году Счетной палатой стал внедряться новый метод проверки – аудит эффективности. Первым опытом стал аудит эффективности использования бюджетных средств в сельском хозяйстве. Предложения Счетной палаты по внесению изменений в нормы федерального законодательства, регулирующие государственную поддержку развития сельского хозяйства, и по эффективному использованию бюджетных средств правительством области были направлены в Государственную Думу и Саратовскую областную думу.

Совместно со Счетной палатой РФ в 2013-2014 годах было проведено контрольное мероприятие «Аудит эффективности долговой политики, проводимой Саратовской областью, и анализ ее влияния на исполнение бюджета и социально-экономическое развитие региона». Целью его проведения являлось выявление существующих рисков, недостатков и несоответствий, обозначение положительных и отрицательных моментов в действующем региональном законодательстве в сфере управления региональными финансами, государственным долгом области и предложение возможных путей решения имеющихся проблем, способствующих повышению эффективности долговой политики региона.

Не остаются без внимания и вопросы выстраивания многоуровневой системы внешнего финансового контроля. По инициативе Счетной палаты области в 2013 году был создан Совет контрольно-счетных органов Саратовской области, в котором представлены 30 контрольно-счетных палат и комиссий муниципальных образований. Ответственным секретарем Совета была избрана заместитель председателя Счетной палаты области Марина Ульянова.

 

Текущие задачи

Сегодня внимание и усилия Счетной палаты сконцентрированы на эффективности реализации государственных программ Саратовской области, эффективности и экономности использования финансовых и материальных ресурсов региона, проведении мероприятий по профилактике коррупционных нарушений в сфере финансов и экономики области. Учитывая переход региона на программный бюджет, особое внимание уделяется предварительной экспертизе государственных программ области в целях профилактики недостатков при их реализации.

Продолжается работа, направленная на совершенствование бюджетного процесса, межбюджетных отношений и обеспечение больше прозрачности при формировании и исполнении областного бюджета. Продолжает развиваться конструктивное сотрудничество с правоохранительными органами и органами контроля и надзора, действующими на территории области.

 

"Саратовская областная газета"

№ 85 от 20.05.2015 г.